Безопасность на дорогах зависит от всех нас

Ежегодно 7 апреля, в годовщину основания Всемирной организации здравоохранения (1946г.), во всем мире отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он посвящен вопросам дорожной безопасности, дорожно-транспортного травматизма и проходит под девизом: «Безопасность на дорогах зависит от всех нас».

По данным экспертов ВОЗ, ежедневно на дорогах нашей планеты около 140000 человек становятся жертвами дорожных происшествий, из которых свыше 3000 погибают, а около 15000 становятся инвалидами на всю жизнь.Всего же за год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 120000 человек (треть из них в возрасте до 25 лет), а 2,5 млн.- получают травмы и увечья. В Республике Беларусь по этой же причине ежегодно гибнет около 1900 человек и более 7000 получают увечья. Свыше 25% случаев, приводящих к смерти, происходит по вине пешеходов; на совести пьяных водителей – около 12% погибших.

В столице нашей республики на протяжении последних 10 лет наблюдается тенденция к некоторому снижению тяжелых ДТП, но все-таки сохраняются высокие показатели дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно в дорожно-транспортных авариях получают травмы и увечья более тысячи человек, свыше ста погибают. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационаре (свыше 30 суток), а следовательно и большими материальными затратами. По данным Управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома, ежедневно в Минске совершается более 60 ДТП, из них 3 – тяжелых. За 2003 год в столице совершено 23043 различных дорожно-транспортных происшествий, в том числе 1174 тяжелых, при которых погибло 114 и ранено 1292 человека. По вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения, совершено 77 ДТП, в результате которых погибло 13, получили травмы и увечья – 137 человек. Из общего числа учтенных ДТП – 779 составили наезды на пешеходов, в результате которых погибло 85 человек, ранено 726 человек. 215 пешеходов находились в нетрезвом состоянии. Причем, на регулируемых пешеходных переходах совершено 82 наезда: ранено 82 и погибло 4 человека; на нерегулируемых перекрестках 192 наезда, при этом ранено 191, погибло 9 человек. По многолетним наблюдениям работников столичной ГАИ, наибольшее число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших при этом людей происходит в сентябре-декабре. На эти четыре месяца как правило ежегодно приходится до 42% всех ДТП, регистрируемых в течение года. По дням недели наиболее «аварийные» - среда и пятница. В течение суток выделяется несколько характерных периодов аварийности: между 01 и 06 часами утра – совершается минимальное количество ДТП; с 08 до 18 часов – постепенно происходит рост аварий; с 21 до 24 часов – заметное их снижение.

Особую тревогу вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. В 2003г. в городе Минске совершено 152 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате чего ранено 158 детей, погибло 3 ребенка. Наибольшая часть пострадавших детей в возрасте от 7 до 15 лет (86,5%), раненых из них 119 человек. В 76% ДТП с участием детей они являлись пешеходами (115 ДТП) и в 16% - пассажирами; в 7,2% - велосипедистами (11 ДТП).

Не радует пока статистика и в 2004 году. За два месяца в столице совершено 4562 ДТП, в том числе 140 тяжелых, в которых погибло 18 и ранено 149 человек.

В республике в целом и в Минске, в частности, принимаются меры по улучшению дорожно-транспортной ситуации, уменьшению происшествий на дорогах. Уже четвертый год действует городская комплексная программа «Профилактика травматизма в Минске на 2000-2005 годы». В ней, в частности, предусмотрена консолидация действий органов образования, правопорядка, здравоохранения, общественности города в целях предупреждения и снижения всех видов травматизма и, в первую очередь, дорожно-транспортного. Намечен комплекс практических мероприятий воспитательной и разъяснительной направленности с различными категориями населения, создается сеть учебных кабинетов, уголков по безопасности движения в дошкольных и учебных заведениях, ремонтно-строительных мероприятий и реконструкции улиц и дорог, пешеходных переходов и т.д. На это нацелены и Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», принятый Палатой предста-вителей от 18.06.2002г. № 132-3, и Директива № 1 Президента Республики Беларусь от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Но как бы ни старались государственные и общественные органы, многое зависит от самих граждан, их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья. Прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Закона «О дорожном движении» водителями и пешеходами – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы.

 

Материал подготовили сотрудники ГАИ Мингорисполкома и МГЦЗ

Редактор – Ю.М.Арский

Компьютерная вёрстка – А.В.Дудько

Ответственный за выпуск – И.И.Тарашкевич