Микроспория и современное общество

Яркое солнце играет лучами на оконном стекле. Тепло! Закончив дневные хлопоты, бурлящими потоками и мелкими ручейками мы стремимся домой, где пытаемся сохранить ощущение общения с природой среди компьютеров, телевизоров, мобильных систем заводим домашних «любимцев» или «не любимцев» - это уже те, которые имели честь быть выдворены из обетованных углов. 

Конец рабочего дня. В кабинет входит молодая женщина с ребёнком 10 лет. Сумбурно рассказывая о том, что она не могла не пожалеть брошенного котёнка около мусорных баков, утирая нахлынувшие слёзы и, как бы извиняясь, показывает мне девочку. Во время осмотра я насчитала более 60 очагов микроспории, которые были разбросаны по всему телу. После разговора с ребёнком, стало понятно, что всеобщая любовь к живому, желание приобщиться к нему позволило ей спать вместе с котёнком. Мама хаотично рассказывает о том, как она мыла животное, как ухаживала за ним. Я спросила: «А проверить его в ветеринарной клинике вы не могли прежде, чем принести его в дом»? Женщина пожала плечами, грустно усмехнулась: «Ну, теперь уже проверили». Это потом были долгие месяцы приёма таблеток, мазевых процедур, анализов, пропущены занятия в школе. А сначала, казалось, безобидное, даже благородное желание приютить бездомное животное. 

Микроспория очень заразительна. Её можно заметить издали благодаря круглым или овальным бляшкам размером от мелкой горошины до грецкого ореха резко ограниченным, имеющим вид напудренных, покрытых серыми, слоистыми чешуйками; волос в очаге практически весь обломан, пепельно – серого оттенка, «пеньки» волос наклонены все в одну сторону. Заболевание начинается с мелкого узелка на месте, где попали споры возбудителя, а уже через несколько дней вокруг появляется шелушение, процесс распространяется по периферии. Обычно картина микроспории представлена одним или несколькими более крупными округлыми очагами. По периферии от них могут располагаться более мелкие, новые очаги. Степень покраснения, инфильтрации, шелушения, а также уровень, на котором обламываются волосы, их внешний вид и количество обломанных волос могут варьировать. В связи с этим клиническая картина заболевания может быть различной. 

Микроспория является инфекционным дерматомикозом, поражающим кожу и волосы у человека, а также у животных. Заболевание имеет контактно – бытовой путь передачи. Это значит, что заражение происходит при непосредственном контакте с больным животным (кошки, собаки, лисы, кролики, свиньи, лошади, медведи) или человеком, либо опосредованно через инфицированные предметы обихода. Это обычно постельное бельё, полотенце, одежда, головные уборы, банные предметы и предметы личного туалета, игрушки, книги, ковры, мягкая мебель, уборочный инвентарь, подстилки для животных и предметы ухода за ними; в подъездах домов и на территории дворов – засыпной материал чердаков, пыль лестничных площадок и мусоросборников, песок детских песочниц. Возбудители микроспории могут сохранять жизнеспособность в волосах и чешуйках кожи до 10 лет, но гибнут при кипячении за 30 минут, при обработке 5 % раствором хлорамина через 3 часа. 

Этой болезнью ранее чаще болели дети, но уже сегодня неумолимая статистика утверждает, что присутствует тенденция к увеличению заболевших взрослых, включая пожилых людей. 

И ещё кажется так недавно, где – то в начале прошлого столетия, когда не было системных антимикотиков (противогрибковых препаратов), микроспорией болели семьями, а подчас – целыми деревнями. Без лечения очаги существовали годами, подчас осложняясь гнойной инфекцией, а потом чаще всего самопроизвольно разрешались, оставляя после себя рубцовые изменения и очаги облысения. Часто заболевание передавалось от одного поколения другому. 

Сегодня у нас в арсенале большое количество препаратов направленного противогрибкового действия, но и они не могут в одночасье восстановить заболевший организм. Помню, как в коридоре клиники мужчина средних лет, размахивая руками, кричал: «В космос летают, а грибы вылечить не могут». Ну и что же тут скажешь: «Мамонты давно вымерли, а клопы живут до сих пор». Может не стоит подвергать себя опасности? Может осмотрительность – профилактика обойдётся дешевле лечения? Заразиться спорами грибов чаще можно от больных животных, и, казалось бы, чего проще обследовать их у ветеринара. Больной человек также может быть источником заражения, поэтому до выздоровления оградите себя и своих детей от тесного общения с ним. Выполняя правила личной гигиены, вы не будете контактировать с вещами заболевшего, на которых могут быть споры грибов, и тем самым сделаете ещё один шаг навстречу собственному здоровью. 

Заведующая микологическим отделением

учреждения здравоохранения «Городской клинический кожно – венерологический диспансер»,

кандидат медицинских наук Е.Г.Римко

220 43 59