10 октября - всемирный день психического здоровья

041

Расстройства настроения

Лукашевич Нина Вячеславовна, врач-психиатр-нарколог, заведующийц отделением учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии»

psih1Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины.

Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях.

Расстройства настроения – это группа психических нарушений, характеризующаяся изменением эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Включает различные формы депрессий и маний, маниакально-депрессивный психоз, аффективную лабильность, повышенную тревожность, дисфорию. Патология настроения сопровождается снижением или повышением общего уровня активности, вегетативными симптомами. Специфическая диагностика включает беседу и наблюдение психиатра, экспериментально-психологическое обследование. Для лечения используется фармакотерапия (антидепрессанты, анксиолитики, нормотимики), психотерапия, социальная реабилитация.

Распространенность аффективных расстройств весьма обширна, поскольку они формируются не только как самостоятельная психическая патология, но и как осложнение неврологических и иных соматических заболеваний.

Этот факт обуславливает трудности диагностики – пониженное настроение, тревожность и раздражительность люди относят к временным, ситуационным проявлениям. Согласно статистике, расстройства эмоциональной сферы различной степени выраженности возникают у 25% населения, но квалифицированную помощь получает только четверть из них. Для некоторых видов характерна сезонность, чаще всего заболевание обостряется в зимний период.

Нарушения эмоций провоцируются внешними и внутренними причинами. По своему происхождению они являются невротическими, эндогенными или симптоматическими. Во всех случаях существует определенная предрасположенность к формированию аффективного расстройства – неуравновешенность ЦНС, тревожно-мнительные и шизоидные черты характера. Причины, определяющие дебют и развитие болезни, подразделяются на несколько групп:

Психогенные неблагоприятные факторы.

Эмоциональные нарушения могут быть спровоцированы психотравмирующей ситуацией либо продолжительным стрессом. Среди наиболее распространенных причин – смерть близкого человека (супруга, родителя, ребенка), ссоры и насилие в семье, развод, утрата материальной стабильности.

Соматические заболевания.

Расстройство аффекта может являться осложнением другой болезни. Оно провоцируется непосредственно дисфункцией нервной системы, эндокринных желез, вырабатывающих гормоны и нейромедиаторы. Ухудшение настроения также возникает из-за тяжелых симптомов (болей, слабости), неблагоприятного прогноза заболевания (вероятности инвалидизации, смерти). Депрессивные и астено-депрессивные синдромы – самые распространенные патологические состояния при различных соматических заболеваниях. Своевременное распознавание и коррекция эмоциональных расстройств имеет большое значение как в лечении, так и в профилактике обострений при целом ряде соматической патологии.

Генетическая предрасположенность.

Патологии эмоционального реагирования могут быть обусловлены наследственными физиологическими причинами – особенностями строения мозговых структур, скоростью и целенаправленностью нейропередачи. Пример – биполярное аффективное расстройство.

Естественные гормональные сдвиги.

Нестабильность аффекта иногда связана с эндокринными изменениями во время беременности, после родов, в период полового созревания или климакса. Дисбаланс уровня гормонов влияет на функционирование отделов мозга, отвечающих за эмоциональные реакции.

Патологической основой большинства эмоциональных расстройств является нарушение функций эпифиза, лимбической и гипоталамо-гипофизарной системы, а также изменение синтеза нейромедиаторов – серотонина, норадреналина и дофамина. Серотонин позволяет организму эффективно противостоять стрессам и снижает чувство тревоги. Его недостаточная выработка или снижение чувствительности специфических рецепторов приводит к подавленности, депрессии. Норадреналин поддерживает бодрствующее состояние организма, активность познавательных процессов, помогает справиться с шоком, преодолеть стресс, отреагировать на опасность. Дефицит данного катехоламина вызывает проблемы концентрации внимания, беспокойство, повышенную психомоторную возбудимость и нарушения сна.

Достаточная активность дофамина обеспечивает переключаемость внимания и эмоций, регуляцию мышечных движений.

Нехватка проявляется ангедонией, вялостью, апатичностью, избыток – психическим напряжением, возбудимостью. Дисбаланс нейромедиаторов оказывает влияние на работу структур мозга, ответственных за эмоциональное состояние. При аффективных нарушениях он может быть спровоцирован внешними причинами, например, стрессом, или внутренними факторами – заболеваниями, наследственными особенностями биохимических процессов.

В психиатрической практике широко распространена классификация эмоциональных нарушений с точки зрения клинической картины. Различают расстройства депрессивного, маниакального и тревожного спектра, биполярное расстройство. Фундаментальная классификация опирается на разные аспекты аффективных реакций. Согласно ей выделяют:

Нарушения выраженности эмоций.

Чрезмерная интенсивность называется аффективной гиперестезией, слабость – аффективной гипостезией. В данную группу включены сензитивность, эмоциональная холодность, эмоциональное обеднение, апатия.

Нарушения адекватности эмоций.

При амбивалентности одновременно сосуществуют разнонаправленные эмоции, что препятствует нормальному реагированию на окружающие события. Неадекватность характеризуется несоответствием качества (направленности) аффекта воздействующим стимулам. Пример: смех и радость при трагических новостях.

Нарушения устойчивости эмоций.

Эмоциональная лабильность проявляется частой и необоснованной изменчивостью настроения, эксплозивность – повышенной эмоциональной возбудимостью с ярким неконтролируемым переживанием гнева, ярости, проявлением агрессии. При слабодушии наблюдаются колебания эмоций – слезливость, сентиментальность, капризность, раздражительность.

Клиническая картина расстройств определяется их формой. Основными симптомами депрессии являются подавленность, состояние длительной печали и тоски, отсутствие заинтересованности окружающим. Пациенты переживают чувство безнадежности, бессмысленности существования, ощущение собственной несостоятельности и никчемности.

При легкой степени заболевания наблюдается снижение работоспособности, повышенная утомляемость, слезливость, неустойчивость аппетита, проблемы с засыпанием.

Умеренная депрессия характеризуется неспособностью выполнять профессиональную деятельность и бытовые обязанности в полном объеме – усиливается утомляемость, апатия. Больные больше времени проводят дома, предпочитают одиночество общению, избегают любых физических и эмоциональных нагрузок, женщины часто плачут. Периодически возникают мысли о самоубийстве, развивается чрезмерная сонливость или бессонница, аппетит снижен. При выраженной депрессии пациенты практически все время проводят в постели, безучастны к происходящим событиям, не в состоянии приложить усилия для приема пищи и выполнения гигиенических процедур.

Как отдельную клиническую форму выделяют маскированную депрессию. Ее особенность заключается в отсутствии внешних признаков эмоционального расстройства, отрицании пониженного настроения. При этом развиваются различные соматические симптомы – головные, суставные и мышечные боли, слабость, головокружение, тошнота, одышка, перепады кровяного давления, тахикардия, нарушения пищеварения. Обследования у врачей соматических профилей не выявляют заболеваний, лекарственные препараты зачастую неэффективны. Депрессия диагностируется на более поздней стадии, чем классическая форма. К этому времени пациенты начинают ощущать неясное беспокойство, тревогу, неуверенность, снижение интереса к любимым занятиям.

При маниакальном состоянии настроение неестественно повышенное, темп мышления и речи ускорен, в поведении отмечается гиперактивность, мимика отражает радость, возбуждение. Больные оптимистичны, постоянно шутят, острят, обесценивают проблемы, не могут настроиться на серьезную беседу. Активно жестикулируют, часто меняют позу, встают с места. Целенаправленность и концентрация психических процессов снижены: пациенты часто отвлекаются, переспрашивают, бросают только что начатое дело, заменяя его более интересным. Притупляется чувство страха, снижается осторожность, появляется ощущение силы, храбрость. Все трудности кажутся несущественными, проблемы – разрешимыми. Повышается сексуальное влечение и аппетит, потребность во сне снижается. При выраженном расстройстве нарастает раздражительность, появляется немотивированная агрессия, иногда – бредовые и галлюцинаторные состояния. Попеременное цикличное проявление фаз мании и депрессии называется биполярным аффективным расстройством. При слабом проявлении симптомов говорят о циклотимии.

Для тревожных расстройств характерно постоянное беспокойство, чувство напряженности, страхи. Пациенты находятся в ожидании негативных событий, вероятность которых, как правило, очень мала. В тяжелых случаях тревожность перерастает в ажитацию – психомоторное возбуждение, проявляющееся неусидчивостью, «заламыванием» рук, хождением по комнате. Больные пытаются найти удобную позу, спокойное место, но безуспешно. Усиление тревоги сопровождается приступами паники с вегетативной симптоматикой – одышкой, головокружением, дыхательным спазмом, тошнотой. Формируются навязчивые мысли пугающего характера, нарушается аппетит и сон.

Длительные аффективные расстройства без адекватного лечения значительно ухудшают качество жизни больных.

Легкие формы препятствуют полноценной профессиональной деятельности – при депрессиях снижается объем выполняемой работы, при маниакальных и тревожных состояниях – качество. Пациенты либо избегают общения с коллегами и клиентами, либо провоцируют конфликты на фоне повышенной раздражительности и снижения контроля.

При тяжелых формах депрессии возникает риск развития суицидального поведения с реализацией попыток самоубийства. Около 80% людей, которые страдали депрессией, задумывались о самоубийстве. Около 25% из них действительно совершают попытку самоубийства, а у 15% она заканчивается летально. Чтобы более ярком продемонстрировать серьезность попыток самоубийства, их сравнивают с инфарктом миокарда. Если была зафиксирована попытка покончить с собой, пациент нуждается в срочной госпитализации. Если в данный момент пациент не смог довести до конца запланированное, это вовсе не означает, что для над его жизнью больше не нависает опасность. На протяжении всего депрессивного периода остается риск того, что пациент повторит попытку самоубийства. Именно поэтому большинству людей с депрессией рекомендуется находится в таком месте, где риск повторной попытки самоубийства либо минимальный, либо же и вовсе его нет. Полностью безопасные условия реально обеспечить лишь при стационарном лечении. Если у больного остались мысли о суициде даже после выписки, за ним необходимо присматривать. Такие больные нуждаются в постоянном надзоре родственников или медицинского персонала.

Исход аффективных расстройств относительно благоприятен при психогенных и симптоматических формах, своевременное и комплексное лечение способствует обратному развитию болезни. Наследственно обусловленные нарушения аффекта имеют тенденцию к хроническому течению, поэтому пациентам нужны периодические курсы терапии для поддержания нормального самочувствия и предупреждения рецидивов. Профилактика включает отказ от вредных привычек, поддержание близких доверительных отношений с родственниками, соблюдение правильного режима дня с полноценным сном, чередованием труда и отдыха, выделением времени для хобби, увлечений. При наследственной отягощенности и других факторах риска необходимо регулярное прохождение профилактической диагностики у психиатра.

          Жители г. Минска могут самостоятельно обратиться за психиатрической (психотерапевтической) помощью в психотерапевтические кабинеты городских поликлиник, в Городской центр пограничных состояний (г. Минск, ул. Менделеева 4) и учреждение здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии» (г. Минск, ул. Бехтерева 5).

psih1-1

Человек в конфликте

 

Соловей Анна Игоревна, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и  психотерапии» г. Минска

 

psih2По предмету конфликты можно разделить на «деловые» и «личные». Деловой конфликт основан на разном отношении к каким-то вещам, третьим лицам, способам поведения. Он всегда конкретен: «Я не хочу, чтобы ты... курил в комнате, встречался с этим типом, так громко включал магнитофон, разбрасывал свои вещи и т, д.» В производственной сфере деловой конфликт может начинаться так: «Вы должны соблюдать правила техники безопасности, в противном случае, возможна авария, и Вы будете жертвой или виновным в том, что может случиться», «Вы должны соблюдать трудовую дисциплину». Все Деловые служебные конфликты строятся по принципу долженствования, необходимости соблюдения тех или иных правил деловых отношений.

Личные конфликты всегда менее конкретны, и претензия направлена не на частности поведения, а к личности партнера в целом. Пример семейно-брачных конфликтов: «Мне надоело твое занудство. Ты такой несобранный. Всегда ты мне лжешь. Ты очень грубый человек и т. д.» В деловой сфере отношений инициатор конфликта также дает обобщенную оценку личности виновного: «Вы совершенно ленивый человек». «Ваша глупость меня поражает». «Вы слишком болтливы, чтобы что-нибудь сделать серьезное и нужное». Как видно, здесь упрекают человека в целом, за личными претензиями стоит оценка «Ты (Вы) нехороший».

Деловые конфликты гораздо легче и проще разрешимы. А вот личные — лишь с трудом. Ведь за личными претензиями стоит требование, чтобы человек полностью или частично изменил свой характер, темперамент или даже потребности. За привычками поведения, так или иначе, может стоять глубокое, устойчивое основание. Так, если можно частично корректировать вкусы, привязанности, привычки, то нельзя изменить основные потребности личности, ее темперамент. В стрессовой, в конфликтной ситуации природные особенности личности — обязательно заявят о себе. Все это, однако, не означает, что личность, один раз сформировавшись, не способна больше изменяться и совершенствоваться

Можно ли избежать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» — ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным.

Первое правило поведения в конфликте — справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек чем-то недовольный — это инициатор конфликта. Именно он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Ведь как обычно реагирует партнер на инициатора конфликта? Сугубо отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам», что «ему вечно чего-то не хватает», «всегда ему все не так». Роль обвиняемого всегда неприятна, поэтому, естественно, каждый нормальный человек старается ее избежать или «готовится дать отпор инициатору».

Следует помнить, что инициатор конфликта, за редким исключением, когда это просто капризный, неуживчивый, «склочный» человек — всегда имеет личные основания «затевать ссору». Как правило, за его недовольством и претензиями стоит довольно существенная причина или личный интерес — какое-то положение вещей, которое его не устраивает, тяготит, мучает, доставляет беспокойство или неудобство. 

Таким образом, для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, но внимательно и по возможности максимально доброжелательно его выслушать.

Второе правило поведения в конфликте — выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен соблюдать и инициатор конфликта, т. е. отчетливо и ясно сформулировать прежде всего для себя, что его не устраивает и раздражает в другом. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий.

Зачастую ссорящиеся люди не умеют соблюдать это правило. Смутное раздражение чем-то слабо осознается и представляется в виде испорченного настроения. В этом случае партнеры погрязают в неконкретных обвинениях, придирках, уколах и даже оскорблениях, сквозь которые «обвиняемый» не видит существа ссоры. 

Итак, ко второму правилу поведения в конфликте «уточнение предмета конфликта и нерасширение числа предметов» — следует отнести «сокращение числа претензий в один раз». Опасность расширения числа претензий состоит в том, что у обвиняемого создается впечатление абсолютной виновности во всем, что происходит с инициатором конфликта.

Другим следствием расширения числа претензий может быть усиление раздраженности обвиняемого, который не знает, чем же «угодить инициатору», да и нужно ли это делать, если «все так плохо»?! Например, конфликт начался по поводу громкого разговора по телефону, потом перешли на другое, вспомнился не отданный вовремя отчет, «безделье» обвиняемого и т.д. И дальше инициатор сказал все, что у него накопилось на душе», а обвиняемый, доведенный до крайности, тоже «не остался в долгу», и выложил все напрямик «невзирая на лица».

Со вторым правилом поведения в конфликте связано психологическое свойство некоторых личностей, часто не конфликтных по своей натуре, сдерживать себя и уходить от конфликта. Рано или поздно, мысленно накапливаемые мелкие обиды образуют «снежный ком», который уже трудно остановить. Представившийся случай раскроет такое количество обид и недомолвок, что справиться с конфликтом будет просто невозможно.

Вот почему не рекомендуется исход конфликта типа «сглаживание» и особенно «уход». Они могут оставлять у инициатора и обвиняемого обиды в виде неразрешенности противоречий. Разнообразные мысленные ассоциации, постепенно накапливаясь, обрастая подробностями других столкновений и недомолвок даже с другими людьми, вызовут обобщение предмета конфликта и, главное, усилится эмоциональная включенность обвиняемого и инициатора. Здесь участников — партнеров конфликта поджидает другая опасность — сделать поспешный вывод о целесообразности данных отношений вообще.

Так, достаточно часто у молодых супругов «брак и развод» могут стать обыденным, привычным делом. Бытующая легкость разговоров у молодых супругов о разводе не так уж и безобидна. Вначале в полушутку, а потом и всерьез, накапливаемые обиды и недомолвки приводят к поспешным выводам и решениям. Хорошо известно из различных областей практической деятельности человека, что разрушить проще, чем построить и, тем более, заново. То же самое — в межличностных отношениях: нельзя спешить с выводами о смысле конкретных отношений — товарищеских, приятельских, дружеских и особенно супружеских.

Психологические исследования показывают, что только наличие всех видов отношений обеспечивает личности гармоничное развитие, удовлетворенность жизнью, оптимизм. Активной личности проще в новых обстоятельствах установить отношения, хотя она и не может обеспечить себя всеми видами отношений в этих условиях. Интровертированная, малообщительная личность также проще обходится минимумом контактов и отношений. Но совершенно невозможно в том же качестве образовать родственные, родительские, супружеские и дружеские отношения.

Пренебрежение приятельскими и товарищескими взаимоотношениями сказывается не только на репутации личности, но, в конечном счете, создает внутренний барьер неумения удерживать отношения. В результате, у личности развивается такая черта, как подозрительность в отношениях с другими людьми. Она задерживает свое внимание на неудачах в отношениях с людьми, часто сомневается в искренности любых отношений, излишне критична и даже негативна в оценке поведения других. Утрачивая за счет своей подозрительности и недоверия разнообразные контакты и отношения, такая личность еще больше самоизолируется.

Третье правило поведения в конфликте — формулировка позитивного решения острой ситуации. Это заставит инициатора, во-первых, мысленно взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; и, в-третьих, самому подумать за обвиняемого о предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может: снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете и целесообразности конфликта, ощутить себя в роли обвиняемого.

Чтобы избежать ссоры в конфликтной ситуации, обвиняемому необходимо уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и предложить инициатору конфликта подсказать позитивный выход. 

Четвертое правило поведения в конфликте касается эмоциональной стороны ведения спора. Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наметить исходы конфликта, но весь тон разговора порой сводит на нет эти достижения. Как правило, конфликтующие стороны в момент конфликта испытывают напряженность эмоционального состояния. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны.

Нередко инициатор конфликта начинает «наступление» в повышенных тонах, не выбирая выражений. Поэтому самое обязательное условие спора, столкновения — максимально спокойный и ровный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера, Словом, по форме спор должен быть «деловым разговором деловых людей».

Уместно, в связи с тоном споров, упомянуть форму обращения на «Вы». В русском литературном языке принято в деловых отношениях обращаться не на «ты», а на «Вы». Причем, не случайно «Вы» пишется с большой буквы, что указывает на уважительное и дистанционное отношение. В целом, форма обращения на «Вы» несет большую регулятивную нагрузку в межличностных отношениях. Стремление сломать социальные, возрастные, ролевые преграды в отношениях неверно трактуются людьми в обыденной жизни, когда они, пренебрегая дистанционной формой «Вы», часто оказываются в затруднении.  

Существует определенная избирательность в установлении отношений «ты» и «Вы». Лица с хорошим самоконтролем, саморегуляцией легко, в зависимости от ситуации, переходят с одной дистанции на другую. Но есть и такие лица, которые стремятся всячески сократить дистанцию в отношениях, что, якобы, дает им право «по-свойски» вести себя в официальной обстановке. В этих случаях дистанцию можно увеличить в одностороннем порядке, перейдя на «Вы» в любой обстановке. Дистанция увеличивается также за счет ухода от разговоров на какие-либо личные темы. Конечно, форма обращения на «Вы» приемлема в деловых, официальных отношениях и она же будет выглядеть претенциозной и даже смешной в личных, семейных отношениях.

И, наконец, пятое, и самое главное правило: избегайте конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии по поводу громкого телефонного разговора переходили в оскорбление личности. Например: «Вы не просто громко говорите, а Вы болтун, не хотите работать. Вы живете по принципу «что бы такое делать, чтобы ничего не делать!» Конфликты по мелочам, к сожалению, нередко вспыхивают в транспорте, когда одного, нечаянного толчка в переполненном вагоне достаточно, чтобы посыпались личные оскорбления, И тогда настроение уже испорчено надолго, оно переносится в рабочую обстановку, в дом — круг обид на всех и вся замыкается. Часто даже у взрослых людей сохраняется «детский эгоцентризм», когда любые конфликты с любыми людьми воспринимаются как сугубо личные.

Особенно чувствителен к мелким неприятностям «детский эгоцентризм — инфантилизм». Достаточно толчка в транспорте, неосторожного слова на работе и дома — и самолюбие задето, хотя оно здесь может быть совершенно ни при чем. Но «оскорбленная» личность готова дать отпор «по полной форме». Очень легко каждый конкретный обидчик становится воплощением зла, недовольство им перерастает в обобщенную оценку его принадлежности к определенному полу, возрасту, профессии, образованию, национальности.  

Последнее и, пожалуй, самое существенное замечание состоит в том, что отношения требуют большого труда для их сохранения. А об этом не пишут в учебниках, этому никто не учит. Между тем, разрушить проще, чем построить вновь.

psih2-1

Методы и механизмы сохранения психологического здоровья

 

Селицкий Олег Николаевич, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии»

psih3«Здоров ли я психически?» Такой вопрос задавал себе каждый. Мы все знаем, что такое психологическая болезнь, про депрессии и панические атаки сказано не мало.  А что же такое психологическое здоровье, обладаем ли мы им? Я вас успокою, ВОЗ определяет психологическое здоровье, как ощущение благополучия в котором человек реализует свои способности. Если вы довольны своим состоянием это и есть здоровье. Никто вам не может сказать, что вы больны если вы этого не ощущаете. 

Но даже если сейчас мы здоровы вопрос гигиены души актуален всегда. Путей к здоровью, как известно, много. Естественно, что многие методы мы используем ежедневно от самого простого отдыха и бокала вина, до необычных ритуальных танцев и татуировок на лицах. Что бы получить полное понимание всех этих методов давайте составим систему, некий механизм работы всех противоречивых методов сохранения психологического здоровья. В этом нам поможет классик психологии 3. Фрейд. В одной из своих работ он указал, что психическое человека находится в нервных тканях, а их в свою очередь он сравнил с другими тканями тела, например с мышцами. И соответственно всё свойственное мышцам свойственно и нервам, а значит и психике. Прислушаемся к своему телу, мышцам, что для них приятно, только спокойствие? Нет. Недвижимая рука или нога требует размяться. Еще полезнее для мышц спорт. А что происходит с нашими мышцами во время спорта? Они напрягаются. Так и здоровье психики требует баланса напряжений и расслаблений.

Еще в древней Индии заметили, что нельзя злиться и быть в физически расслабленном состоянии. Поэтому самый простой и понятный метод сохранить психологическую невозмутимость это релаксация, расслабление.

Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Сидя или лежа постарайтесь не сгибать руки в локтях, а ноги в коленях. Потом закройте глаза. Сознательно, но без особых стараний расслабьте различные группы мышц. Просто последовательно обращайте внимание на различных частях тела и понемногу отпускайте мышечное напряжение. Вы убедитесь, что легко можете расслабиться до какой-то степени. Например, вы можете перестать хмуриться и расправить кожу лба, улыбнуться, ведь для улыбки требуется напрягать меньше мышц лица чем для серьезного выражения, расслабить ступни, ноги, живот, руки, спину, плечи. Уделите этому около 5 минут и потом не обращайте на ваши мускулы внимания. Здесь должны окончиться ваши сознательные действия. Теперь обращаемся к воображению.

Представьте, что ваши ноги тяжелеют, наливаются бетонной тяжестью и вдавливаются в матрас, то же происходит с руками и шеей. В комнату заходит кто-то близкий и пытается поднять вашу ногу, но не справляется с этой тяжестью.

Затем представьте, что вы большая кукла марионетка. Колени, плечи, шея, локти и кисти соединены между собой веревочками. Шнурки которыми поддерживались движения ослабли и разболтались и вы лежите вялый и разболтанный.

Теперь вообразите себя в каком-то приятном месте. У каждого из нас в прошлом был момент, когда он себя почувствовал особенно легко, приятно и в согласии со всей вселенной. Вернитесь мысленно в тот момент вспомните все детали, свое состояние, возможно немного сонное или по-утреннему умиротворенное. Вспомните звуки: шелест листвы, треск костра, плеск воды. Побудьте некоторое время в том моменте.

Ежедневная практика такой релаксации позволит вам лучше овладеть техникой снятия напряжения. А сейчас упомянем более простой способ расслабления – стакан пива или рюмка водки. Если человек эмоционально возбужден, то малые дозы  алкоголя успокаивают, снимают стресс, тормозят его, благоприятно влияют на психику. Сразу хочется предупредить, что пользу приносят только малые дозы алкоголя вместе с едой, а большие дозы так же вредны для здоровья, как и любой яд. Это вносит некоторое противоречие в понимание нами здоровья. Здоровье психики в этом случае противоречит здоровью тела.   Поэтому известная поговорка «В здоровом теле здоровый дух» в оригинале звучала «В здоровом теле здоровый дух бывает редко». Но справедливы обе.  А значит мы переходим от алкогольного расслабления к благотворному напряжению.  

Что бы лучше понять, как мы теряем здоровье нашей психики давайте вспомним как устроена атомная бомба? Есть радиоактивный элемент плутоний, который имеет огромную потенциальную энергию и немного взрывчатки. Но если взрывчатку взорвать просто рядом с радиоактивным элементом, то ничего не случится. Реакция не начнется. А вот что бы этот атомный взрыв произошел надо запаять составляющие бомбы в прочную капсулу, что бы давление взрыва запустило атомную реакцию внутри.То же происходит и с тревогой или страхом, пока она контролируется и ограничивается внутри психики она усиливается. Это значит, что небольшой выброс психической энергии, куда полезнее постоянной замкнутости.   

Пример работы мышц и атомной бомбы поможет нам понять упражнения, которые были созданы на основе  механизма напряжения.  Во-первых, это психологическое айкидо, когда мы встретившись с актуальной проблемой не защищаемся не сопротивляемся и прячемся, а достигаем спокойствия через столкновение с этой проблемой. Например, страх закрытого лифта или собраний в офисе. Такие страхи прячутся в полуосознанной вероятности того, что лифт застрянет, а с работы уволят. По правилам айкидо этот выпад тревоги следует усилить и направить на себя. Например, задав вопрос «И что же дальше?» Лифт застрянет и придется там жить целый месяц, а если шел из магазина то и не один месяц! Это продумывание последствий позволяет выйти эмоциональному пару, который в противном случае мог бы накопиться и привести к психологическим проблемам. Тут мы используем еще один из мощнейших приемов психологии – смех. Гипертрофировано усиливая проблему до смешного мы понимаем всю нелепость страха прожить в лифте месяцы.  Вторым приемом такого айкидо может стать благодарность своему беспокойству. Как известно, в организме ничего не болит просто так. Каждая боль и неудобств имеют причину. Точно так же имеет причину тревога страх или депрессия. Очевидная польза тревоги предупреждение о конкретной опасности. Поэтому мы можем начать с благодарности тревоге или своему подсознанию  за то что оно нас хочет спасти от возможного плохого будущего, например увольнения . Такая благодарность несет согласие во внутренний мир человека, вместе с тем допуская возможность подумать о страхе и выпустить напряжение. Эти приемы можно совместить. В случае если ваша депрессия хроническая, длительная то вам пригодится более сложный вариант этих упражнений . вы можете периодически вызывать у себя крайне тревожное или грустное состояние доводя себя до максимума страха. Ежедневно и регулярно приучая свое мышление сталкиваться с тревожными мыслями, не пряча их в подсознание откуда они вызывают депрессии и неврозы и странное поведение. 

Впрочем, странное поведение может быть само по себе лечебным. Давайте присмотримся к тем, кто массово находится в сложной адаптивной ситуации – к подросткам. Они призваны жить во взрослом мире, но не обладают ни опытом, ни деньгами что бы чувствовать себя равными в обществе. Это сказывается на их поведении и внешнем виде. Разрисовывание лиц татуировками, пробивание пирсингом всех частей тела, бритые или длинные выкрашенные зеленкой волосы, необъятных размеров или рваные во всех местах джинсы – всё это как ни странно тоже способы сохранить психологическое здоровье. Этот метод баланса расслаблений и напряжений в психологии называется смещением.  Такой ребенок не идет потрясать устои и уничтожать традиции. Он просто настолько боится выйти из дома, что ему легче выйти с зелеными волосами что бы отвлечь себя от того факта, что он вообще идет. Очевидно, что это архаичный метод сохранения здоровой психики. Вспомним американских индейцев, которые так же раскрашивают лица и так же ставили волосы ирокезом, уходя на охоту. Впрочем, они ли одни? В нашей традиционной культуре этот метод тоже оставил след. Священники православной церкви часто носят длинные волосы, не смотря на прямой запрет в Библии. Как говорят церковные историки, пошла эта традиция от знатных подростков Византии, которые на каком-то этапе боролись со своими страхами так же как и современные хиппи они были длинноволосые и бородатые. Соответственно у тех, кто уже искал выход из стресса необычным поведением,  религиозные практики нашли наибольший отклик и именно они стали епископами и учителями церкви, перенеся длинные волосы в традицию священства. Поэтому учителям и представителям воспитательных отделов не следует ругать таких ребят или  угрожать тем что "мы в клешах в коммунизм пускать не будем". Лучше подыграть молодым людям, и возможно снизить давление понимая, что их необычный вид лишь способ сохранить свое психологическое здоровье. 

Если вы довольны своим состоянием это и есть здоровье.

psih3-1

 


«МОЛОДЕЖЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Всемирный день психического здоровья отмечается ежегодно 10 октября. Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблемах психического здоровья. Впервые он прошел в 1992 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Первоочередной целью Всемирного дня психического здоровья является уменьшение распространения психических расстройств.

По определению ВОЗ психическое здоровье – это не только собственно отсутствие психических расстройств, а состояние благополучия, в котором каждый человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

По данным ВОЗ каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Большинство из них (52%) — это лица с пограничными психическими расстройствами.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.

В 2018 году Всемирный день психического здоровья проходит под лозунгом «Молодежь и психическое здоровье в изменяющемся мире».

Здоровое гармоничное психическое и физическое развитие в детском и подростковом возрасте имеет большое значение для предотвращения проблем в этой области в последующем.

Подростковый возраст и ранние годы зрелого возраста – это время жизни, когда происходят многие значимые для молодого человека изменения, например, учеба, окончание школы, выбор профессии, служба в армии, необходимость зарабатывать себе на жизнь, строить личные отношения, создавать семью. Для молодых людей это время перемен, которое может сопровождаться стрессом.

Расширяющееся использование различных гаджетов, онлайновых технологий, несомненно, приносит много преимуществ, но также может принести дополнительное давление, поскольку связь с виртуальными сетями в любое время дня и ночи растет и может вызвать зависимость от них. Многие подростки живут в регионах, пострадавших от чрезвычайных социальных ситуаций, таких как вооруженные конфликты, стихийные бедствия и эпидемии, в регионах, где сложно получить образование и найти работу, растут в семьях с низким достатком, что может провоцировать развитие у них психических расстройств.

Так, согласно оценкам ВОЗ, примерно у 20% детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы, примерно половина из которых начинается в возрасте до 14 лет. Психоневрологические расстройства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире. Что касается бремени болезни среди подростков, депрессия является третьей ведущей причиной. Самоубийство – вторая ведущая причина смерти среди 15–29–летних. Вредное употребление алкоголя и запрещенных наркотиков среди подростков является серьезной проблемой во многих странах и может привести к рискованному поведению, таким как небезопасный секс или опасное вождение. Нарушения питания также вызывают беспокойство.

В Республике Беларусь заболеваемость несовершеннолетних психическими и поведенческими расстройствами (кроме заболеваний, связанных с употреблением психоактивных средств) имеет тенденцию к снижению: в 2013 г. – 79132 случаев (4517,8 на 100 тыс.нас.); 2017 г. – 72853 случаев (3920,3 на 100 тыс.нас.); число детей в возрасте 0–17 лет с данными расстройствами, впервые обратившихся за оказанием психиатрической помощи, также снижается: с 17248 случаев (984,7 на 100 тыс.нас.) до 15892 случаев (855,2 на 100 тыс.нас.) соответственно. Ведущую роль среди психических расстройств в детском и подростковом возрасте играют расстройства психологического развития, эмоциональные расстройства и расстройства поведения.

Вместе с тем, за последние три года отмечается увеличение обращаемости за оказанием специализированной психиатрической помощью в связи с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами (с 240,3 на 100 тыс. нас. в 2015 г. до 247,3 в 2017 г.). Число наблюдаемых несовершеннолетних, страдающих расстройствами, связанными с употреблением психоактивных средств, с 2013 года уменьшилось на 6,2% с 15780 случаев (901,2 на 100 тыс. нас.) до 14815 случаев (797,2 на 100 тыс.нас.). Это обусловлено тем, что в регионах республики постоянно внедряются новые методы лечения, профилактики и реабилитации наркологических заболеваний у детей и подростков.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в республике проводится системная работа по защите детей, находящихся в неблагополучных семьях. Осуществляется патронаж семей, находящихся в социально опасном положении с разработкой индивидуальных мероприятий по улучшению ситуации.

Также стоит отметить эффективность мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 марта 2016 г. № 200.

Воспитывая ребенка необходимо понимать, что физическое и психическое здоровье детей неразравно связаны между собой. Ведь зачастую, невзирая на наследственные предпосылки и множество других негативных факторов, психическое здоровье является необходимым условием и для физического здоровья.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, можно эффективно способствовать нормальному психологическому развитию детей. Психическое здоровье детей зависит от различных факторов, поэтому родители должны внимательно следить за эмоциональным фоном ребенка и не подвергать его чрезмерным нагрузкам. Стрессоустойчивость зависит от типа нервной системы человека, а отдельные свойства темперамента могут быть если не источниками психических нарушений, то одними из существенных факторов риска.

Заболевания и расстройства, относящиеся к пограничной группе психических нарушений, требуют обязательного психотерапевтического лечения, часто длительного, в виде индивидуальных занятий и семейной терапии. Без вовлечения ближайшего окружения ребенка (родители и другие члены семьи) в психотерапевтический процесс прогноз успешности терапии невысокий.

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их от негативных воздействий.